РМО учителей русского языка и литературы
Учитель русского языка и литературы МБОУ Мурыгинской СОШ Барабанова Ольга Николаевна поделилась опытом своей работы в пилотном классе и провела открытый урок «ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, СОДЕРЖАЩИХ ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО ПЕРЕД ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ».
Цель уроков русского языка в пятом классе, которые проводит Барабанова О.Н., – формирование функционально грамотной личности, обладающей умением применять полученные знания в любой ситуации и грамотно писать слова с изучаемыми орфограммами.
Данный урок имел форму познавательной и обобщающей фронтальной деятельности.
Модель проблемно-диалогического урока русского языка на данном уроке была успешно реализована. Цель урока – актуализация полученных знаний и подготовка школьников к открытию нового знания – была достигнута. Обучающимся удалось сформулировать учебную проблему и зафиксировать её на доске и в тетрадях. Поиск решения осуществлялся в форме диалога учителя с классом. Совместно с обучающимися Ольга Николаевна ввела понятие нового термина, познакомила пятиклассников с новым знаком препинания и сделала вывод о постановке его в предложении с обобщающим словом при однородных членах. Ученики формулировали правило и сверяли свой результат с определением в учебнике. В процессе учебной деятельности успешно формировались познавательные универсальные учебные действия (извлечение информации из текста, сравнение и группировка фактов, выводы на основе обобщения знаний). Был разработан алгоритм нахождения обобщающего слова и постановки двоеточия в предложении. Дети выдвигали свои версии. При этом развивались регулятивные УУД (самостоятельный выбор цели деятельности, составление плана действий, работа по плану и сверка своих действий с поставленной целью), а также коммуникативные умения (объяснение своей позиции, умение выслушивать другого и принимать его точку зрения).
На уроке при выполнении упражнений школьники успешно формировали умение находить однородные члены и обобщающее слово в предложении и обозначать их графически, строить модели.
Тщательно отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности обучающихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы школьников.
Чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности обучающихся, Барабанова О.Н. ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо было выполнение определенных действий, проведение анализа, сравнения и обобщения. На всех этапах урока Ольга Николаевна умело использовала компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать школьникам интерес к предмету. Каждый слайд презентации служил для достижения определенных целей.
Выбранная учителем форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивировало обучающихся к успешной деятельности.
Рефлексия обучающихся помогла детям осмыслить свои действия и дать им самооценку. Особое внимание Ольга Николаевна уделила именно этому этапу урока, так как на нём реализовывалась технология оценивания учебных результатов и отрабатывался алгоритм самооценки.
Высокий уровень познавательной активности обучающихся позволил Барабановой О.Н. успешно формировать и совершенствовать предметные, личностные и метапредметные результаты.