РМО классных руководителей
Воспитание сегодня становится как никогда социально востребованной и актуальной проблемой развития гражданского общества России. К воспитанию как процессу целенаправленного управления духовным развитием личности школьника, подготовкой его к жизни, к активной трудовой деятельности государство предъявляет особые требования. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина стала методологической основой новых образовательных стандартов. В настоящее время новые федеральные государственные образовательные стандарты реализуются в начальной школе. Со следующего года на стандарты второго поколения переходит и основная школа. Преемственность воспитательной деятельности школы в условиях реализации ФГОС можно обеспечить развитием воспитательной системы ОУ на основе единой Программы воспитания и социализации обучающихся. Опыт работы наших ОУ при введении ФГОС показывает, что в большинстве школ стремятся к организации целостного воспитательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности, активно внедряя научные подходы к воспитанию детей, инновационные методики и технологии воспитывающей деятельности. Сегодня ключевая задача системы образования – создание психолого-педагогических условий для формирования социально активной гражданской позиции молодёжи с учётом многообразия традиций и инноваций социокультурного пространства конкретного региона. Необходимо так организовать воспитание подрастающего поколения в ОУ, чтобы входя во взрослую жизнь, молодые люди были готовы нести полную ответственность за свою жизнь и развитие общества, были способны делать выводы из поражений и неудач, ставили бы себе социально и нравственно обоснованные жизненные цели и были бы ориентированы на их достижение.
В современном российском обществе идея патриотизма становится стержнем, вокруг которого формируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, готовность молодёжи к активным действиям для блага Отчизны. Именно любовь к Родине сохраняет в веках наш народ, обеспечивает его ресурсом не только для выживания, но и для саморазвития, раскрытия творческого потенциала.
Опираясь на опыт работы школ района, в целях обеспечения преемственности можно предложить следующую систему мер по развитию воспитательной среды ОУ:
- целеполагание воспитательной деятельности на основе базовых национальных ценностей с учётом национального воспитательного потенциала;
- организация воспитания не как совокупности мероприятий, а как целостной системы жизнедеятельности учителей, обучающихся, родителей и социальных партнёров;
- создание разновозрастных клубов по интересам;
- планирование работы классных руководителей всех ступеней обучения на основе методического конструктора внеурочной деятельности обучающихся;
- создание целостной системы ученического самоуправления с 1 по 11 класс;
- введение в массовую практику системы метапредметных проектов;
- реализация общешкольных воспитательных проектов с участием всех субъектов образовательного процесса.
Подводя первые итоги и констатируя принципиальную готовность педагогов к дальнейшему введению федерального государственного стандарта общего образования второго поколения, необходимо отметить, что классный руководитель должен стать для своих воспитанников референтной личностью, таким человеком, чьи личностные свойства, суждения и поступки являются особенно значимыми для окружающих, образцом для подражания. Педагог при этом должен выступать как источник и проводник основных ценностей, норм и правил поведения, мотивируя обучающихся к самостоятельности в суждениях и поступках.